Музыкальный клуб Льва Комова

Заглянули
Заглянули
любителей джаза

Золотые червонцы-4: ДИСКОТЕКА 80-х

Золотые червонцы-4: ДИСКОТЕКА 80-х

Танцевальные восьмидесятые начинаются с московской Олимпиады, лицензионных кроссовок Adidas и идеологически противного «Чингис-Хана» с его заводной «Москау, Москау». С нами борются, а мы веселимся!
На целую неделю напряженный ритм дискотек затухает из-за почившего в бозе «дорогого Леонида Ильича». Вместо ста двадцати ударов в минуту — печальные медляки. Но только на неделю. Вопрос, скорбеть или танцевать, решается однозначно.

     Затем одну шестую часть суши оккупируют темпераментные итальянцы. Далекий Сан-Ремо становится музыкальной столицей нашей Родины.

     Раз в месяц ближе к полуночи дисколюбивый советский народ еще продолжают баловать «Мелодиями и ритмами зарубежной эстрады», но за кремлевским пультом уже устраивается поудобнее супердиджей Эм Си Горби. И тут такое начинается…

     Трещат железные занавесы, рушатся Берлинские стены, змеятся бикфордовы шнуры очередей за водкой и пивом… Но пластинку Горби еще не заело! Ему подпевают принцесса диско Кайли Миноуг и музыкальный дуче Кутуньо. За него отдают свои голоса мармеладный Modern Talking и мужественный Status Quo. Грудью прокладывают дорогу в танцевальное техно-будущее секс-бомба Сабрина и поп-террористка Мадонна. И валятся на танцпол в бескомпромиссном брейке те, кому в двадцать первом веке возглавлять банки и холдинги…  

     Мы ждали перемен. И мы их дождались.
     Однако мир спасся. Потому что танцевал.
     Live is Life!

   
   

 

 

ОТОБРАЛИ «ГРЭММИ» У ФОНОГРАММЩИКОВ!

   
   

 

     Случай беспрецедентный! У обладателей «Грэмми» 1989-го года за лучший дебют года немецкого вокального дуэта Milli Vanilli отобрали заветную статуэтку! Отобрали, когда выяснилось, что пара шоколадных красавчиков — Роб Пилатус и Фабрис Морван — на сцене и перед камерами всего лишь открывали рот, а пели за них совсем другие, безымянные герои. Сканда-а-ал! Но скандал приобрел еще больший градус после того, как стало известно имя главного героя торжества. Им оказался мегапродюсер из Германии Франк Фариан (Frank Farian, он в верхнем ряду на снимке в центре), крестный папа таких героев советских дискотек, как Boney’M, Eruption, Gilla, Chilly! В случае с Milli Vanilli чутье и вкус вновь не подвели продюсера. Дебютный альбом — Girl You Know It’s True — получился хитовым. Девочкам понравились мальчики, пусть и совершенно безголосые. Остальные по достоинству оценили музыкальный материал. Тираж пластинки превысил пятимиллионный уровень, что сопоставимо с результатами продаж самых успешных альбомов Мадонны, Шадэ и даже… AС/DС!

     Позже, кстати, выяснилось, что и в Boney’M «вокалист» Бобби Фаррелл пением себя не утруждал. Но… дело прошлое. И мы, благодарные завсегдатаи дискотек 80-х, у этого подвижного и колоритного артиста в отличие от американских академиков «Грэмми» ничего отнимать не собираемся.

 

ПЕСНИ БЕЗ ПОЛА...

Кроме великого Сальвадора Дали никто бы
не додумался написать портрет
обнаженной Аманды с грудью на спине



 

     Поскольку ликвидацию первичных половых признаков хирурги восьмидесятых на поток еще не поставили, то лидер группы Culture Club Бой Джордж решительно лишил себя признаков вторичных. Пресса окрестила его «разнополым». Что тут же подхлестнуло продажи пластинок этого в общем-то одаренного музыканта. Позже примеру экс-боя Боя последовали некто Дизайрлесс и Ф.Р. Дэвид. Все трое войдут в историю поп-музыки как обладатели «бесполых» голосов и «мастера одного хита». В отличие от «диско-певицы» Аманды Лир. У «той» мега-хитов не было вообще. Зато было другое! Или все же не было?.. Но обо всем по порядку.

     В 1963 году гений эпатажа Сальвадор Дали, который в отличие от Боя Джорджа мог позволить себе дорогие забавы, оплатил операцию по изменению пола юноше по имени Аллен Тапп. Все мужское отсекли, но низкий голос остался. Им «Аманда» и запела. Что только подлило масла в костер популярности. Так что для того, чтобы выяснить, «баба это или мужик», настоящим героям рок-н-ролла — Джимми Хендриксу, Джону Леннону, Мику Джаггеру и даже… Марианн Фейтфулл — приходилось забираться к ней/нему в постель. Вот так! Пусть и безголосая, но — Легенда! Мелированной тенью Аманды Лир на российской поп-сцене выглядит сегодня, пожалуй, Сергей Зверев. Однако очевидно, что над изменением его имиджа работал далеко не Сальвадор Дали. С песнями тоже не вышло… Стоило ли огород городить? Тем более что цирюльник он был великолепный.

 

...И ПЕСНИ С ПОЛОМ!

     В 80-е верный жене Линде и своему полу Пол Маккартни выпустил пусть не самые лучшие в своей творческой биографии альбомы, но если поскрести, то десяток хитов среди них наберётся легко!

 

ЗНАЧКИ ВРЕМЕНИ

 

ЧЛЕНСКИЕ ВЗНОСЫ, ИЛИ ПОЛОЖИТЬ «НА КНИЖКУ»

ПРЕДМЕТЫ НЕОБХОДИМОСТИ № 2

 

ПЕРВАЯ КРАСАВИЦА СССР: ЗАЧАТИЕ И РОЖДЕНИЕ

     Если гражданам страны, выбравшей путь гласности и демократии, не хватает колбасы, то надо дать им хотя бы зрелищ. Вот и вспомнили ответственные товарищи, бывавшие «за бугром», об одном захватывающем, в буквальном смысле слова, общенародном развлечении…И поскольку в СССР тогда еще не было своей «Мисс», то ее взялись придумать. Слепить. Из того, что было.

     А были несметные толпы «золушек» и всего один запрет «сверху» — никаких «мисс» в названии мероприятия! Надо придумать что-то свое, родное и современное, но при этом понятное «там» и способствующее разрядке международной напряженности. — Матрёшка? Балалайка? Перестройка?..

     Остановились на «Московской красавице». Жюри возглавил неотразимый и бесспорный, с блеском исполнявший «тематический» шлягер «Королева красоты», понимающий толк в женских достоинствах Муслим Магомаев.

 

     Отборочный тур конкурса проходил вдали от столицы и родителей конкурсанток — в Сочи! И сегодня можно лишь представить энтузиазм тех членов жюри, впередсмотрящих Перестройки, принимающих омолаживающие ванны сразу в двух водоемах — в Черном море и в озере Юности. Каково им было там, в их толстых, задубелых шкурах, тонущим в чистых, полных надежды на корону глазах молодых соискательниц?!

     До этого момента молодые советские гражданки сражались друг с другом только на полях социалистических соревнований да на экранах телевизоров в передаче «А ну-ка, девушки!». Но там все было чинно. Никаких тебе купальников и походок «от бедра». И вот теперь, впервые в истории Государства Российского практически обнаженные девушки дефилировали на глазах у многомиллионной аудитории! Правда, окончательного признания одним только гибким телом они добиться не могли. На публике надо было поработать и мозгами. И молодой, полной сил сатирик Михаил Задорнов со своим чувством юмора оказался на сцене как нельзя более кстати! И смех и грех, как говорится. И они взболтали этот пьянящий коктейль! И выпили одним залпом…

     Корону и ленту победительницы конкурса «Московская красавица», а также букет гвоздик, флакон французских духов, путевку в Турцию и цветной телевизор отечественного производства марки «Темп» выиграла длинноногая московская десятиклассница Маша Калинина (это она в купальнике на снимке слева).

     Нельзя сказать, что такое решение жюри пришлось по нраву абсолютно всем, но первый же блин! Лиха беда начало! Еще научимся! Однако время показало, что Маша умело воспользовалась этим трамплином в будущее. Она объездила полмира, снялась в кино, поиграла в театре, посудила другие конкурсы красоты да и осела в конце концов в Штатах, где сильно похорошела (снимок справа), удачно вышла замуж и организовала собственную студию йоги.

     Глядя на улыбки участниц конкурса Маши Калининой и Оксаны Фандеры из Одессы (на снимке она слева), понимаешь, что к битве за звание «Московская красавица» девушек готовил один и тот же имиджмейкер. Злые языки утверждают, что стройная украинка не стала первой красавицей СССР лишь по причине своей «немосковской» прописки. И пусть программа-максимум осталась для Оксаны невыполненной, зато программа-минимум была перевыполнена на двести процентов: ее заметили! Да не кто-нибудь, а сам Янковский! Правда, Янковский-младший. Филипп. По тем временам — Принц! О чем еще мечтать «понаехавшей» украинке?!

     Оксана быстро и легко стала своей в звездной семье, получила роли в театре и кино, в том числе и с модной во времена гласности «обнаженкой».

     Артистический опыт понадобился Фандере-Янковской буквально в следующем веке, на съемках отснятого в 2014 году — как раз по мотивам 80-х— сериала «Чудотворец». Лента рассказывает «как бы» о знаменитых целителях Алане Чумаке и Анатолии Кашпировском, об их непростых взаимоотношениях, о больших деньгах и маленьких радостях.

     И — о, чудо! о, совпадение! — главным партнером Оксаны по фильму, по некоторым постельным сценам, а заодно и исполнителем главной роли стал… не кто иной, как Филипп Янковский! Роль «как бы Кашпировского» сыграл, естественно, Федор Бондарчук (на снимке — внизу справа. О самих «прототипах» сериала читайте ниже!).

 

«ДИСКОТЕКИ ЗДОРОВЬЯ»

     В конце восьмидесятых стали пользоваться сумасшедшей популярностью массовые «сеансы здоровья». Их проводили смелые люди. Анатолий Кашпировский, психотерапевт из Винницы, тысячами избавлявший подростков от энуреза (помните его знаменитое «завожу будильник»?), долгим взглядом с экрана телевизора растворявший рубцы и шрамы на теле пациентов. Алан Чумак, бывший спортивный журналист, кстати, в 70-е годы сам разоблачавший в советской прессе шарлатанов и ставший позже известным «заряжающим» воду, кремы и прочие жидкости наивных граждан. Собиравшие на свои гастрольные выступления огромные концертные залы и даже стадионы, они были настоящими поп-звездами! Гонорар за один сеанс на выезде достигал 400 — 600 тысяч рублей при средней зарплате по стране около ста рублей! И приходили. И платили, продав последнее. Потому что для многих из них это была последняя надежда.

     В 1989-м наделал много шума показанный по центральному ТВ сюжет из московского морга, где «белый маг» Юрий Лонго (Головко) «оживлял» труп. Уроженец Краснодарского края, бывший официант вагона-ресторана поезда Москва — Тында, выдававший себя в Москве то за мужа Аллы Пугачевой, то за Никиту Михалкова, то за советского посла в Америке, Лонго был бескрайне нагл и крайне изобретателен. Вот и в тот раз он добился своего! В полумраке и мути снятого на любительскую камеру изображения можно было разобрать: вот «мертвец» зашевелился, вот, подчиняясь воле «колдуна», сделал попытку подняться, вот присутствующая при «оживлении» медсестра упала в обморок…

     И народ поверил в «чудо»! После громкой премьеры «документального фильма» в телеэфире ТСН многие ученые быстро подвели теоретическую базу под феномен «белого мага». К Юрию Лонго обратились даже безбожники-коммунисты с просьбой оживить Ленина или хотя бы Сталина. Но это был «побочный эффект». Главное — тысячи билетов на «дискотеки» Лонго стали расходиться мгновенно! Позже в прессе промелькнули сообщения об исполнителе «роли» трупа — директоре одного из московских театров и о его сторублевом гонораре, о бывшей жене «чародея», о бывшей жене «мага», сыгравшей обморок медсестры, о колдунах-любителях из товарищеского окружения Лонго, снявшихся в роли врачей — свидетелей эксперимента… Но кого это потом интересовало? Желающие попасть на сеанс к «белому магу» отдавали огромные деньги за возможное исцеление и целовали колеса его автомобиля. И не было никого, кто излечил бы этих людей от помешательства.

 

РОК В КОРОТКИХ ШТАНИШКАХ

     Промелькнувшие восьмидесятые оказались необыкновенно плодотворными и для некоторых рок-команд. Их пластинки расходились по всему миру многомиллионными тиражами. И это ещё без учета многих тысяч магнитных копий, которые стремительно и неучтенно множились на просторах Советского Союза! Знавал я некоторых любителей группы AC/DC, которые если и отваживались потанцевать на домашней вечеринке, то исключительно под песни этого австралийского коллектива. Тогда вверх взлетала «коза», в руках появлялась воображаемая гитара, и подвыпившие тела прыжками — а-ля кумир! — скакали по диагоналям комнаты. 

     
Blow Up Your Video — 1988. Продано более 2 млн. экз.   For Those About to Rock — 1981. Продано более 4 млн. экз.   Who Made Who (сборн.) — 1986. Продано более 5 млн. экз.   Back in Black — 1980. Продано более 20 млн экз.

 

 

МУЗЫКАЛЬНЫЕ ПАМЯТНИКИ КИНОФИЛЬМАМ

     Если бы вдруг сегодня обнаружилось, что молодая симпатичная москвичка с утра до вечера вкалывает на стройке маляром-штукатуром, а ночами вращается вокруг шеста в стриптиз-клубе, к бабке не ходи она тут же стала бы добычей продюсеров передачи «Пусть говорят»! Нашли бы ее школьных подружек, первую несчастную любовь, оказалось бы вдруг, что ее сердце свободно… И все завертелось бы. Пришлось бы девушке уволиться со стройки и ринуться навстречу хеппи-энду.

     Неудивительно, что похожий сюжет, положенный в основу фильма Flashdance («Танец-вспышка», 1983), основательно всколыхнул как сентиментальную американскую аудиторию в целом, так и жанр музыкального фильма в частности. Создатели ленты обрушили на посетителей кинотеатров не только романтическую историю, но и десяток актуальных песен, среди которых оказалась и номинированная позже на «Грэмми» композиция Майкла Сембелло под названием Maniac. Основная же музыкальная тема картины — Flashdance… Whata Feeling стала тем паровозом, который притащил продюсерам и пятимиллионный тираж проданной пластинки-саундтрека, и сумасшедшие кассовые сборы, и который стал памятным знаком о том, что такая картина вообще существовала.

     Другой обелиск другому фильму — любовная тема Take My Breath Away от группы Berlin, прозвучавшая в картине Top Gun («Лучший стрелок», 1986) с участием молодого Тома Круза. Еще один — песня (I’ve Had) The Time of My Life из Dirty Dancing («Грязные танцы», 1987) с великолепным Патриком Суэйзи, дипломированным танцором и мастером кунг-фу, певцом и поэтом, «настоящим ковбоем с нежным сердцем», как сказала о нем партнерша по «Грязным танцам» Дженнифер Грей. И тут то ли сама картина показалась населению такой замечательной, то ли музыка попала в самую точку, но пластинок с саундтреком к фильму было продано более тринадцати миллионов! И наверняка продалось еще столько же сразу после смерти Суэйзи от рака в 2009 году.

     Говоря о замечательной музыке из фильмов, не могу не вспомнить и пьесу выдающегося джазового пианиста Хэрби Хэнкока Rockit. Ее короткий фрагмент звучит в картине Шахназарова «Курьер» (1986). В этот момент безымянные уличные герои танцуют под эту ломкую, до предела наэлектризованную музыку хороший брейк. В титрах ни названия композиции, ни имени ее автора я тогда не нашел. «Пошарить в Интернете» по причине его полного отсутствия, «скачать» эту музыку было естественно и категорически невозможно. Спрашивал — никто не знает. Для меня, тогда страстно увлекающегося брейк-дансом, это было настоящей трагедией… И лишь десяток лет спустя, слушая пластинку Хэнкока Future Shock 1983 года, я подскочил как ужаленный: вот она! Она! Из «Курьера»! Это было как встреча с любимой! Как возвращение в юность. Еще, еще раз — Rockit! RockIt! — сладкая рана в сердце.

     И еще рана, только нанесенная другим оружием, глубокая, кровоточащая — от «Донны Анны» Сергея Курехина из фильма «Господин оформитель» (1988 г). Эта музыка вдруг вырвалась внезапно, ночью, из единственного динамика старенького кассетника, хрипящего в рубке боевого корабля Балтийского флота. Вырвалась и тут же поглотила меня без остатка. Я слушал ее снова и снова. И она вдавливала меня куда-то вглубь времён. Кажется, пока был этот звук, этот высокий голос, я не дышал. Да и сейчас в её присутствии, кажется, не дышу тоже. Забываю, как это делается. 

 

КОМПАКТ-ДИСК: ПРИЕМНЫЙ СЫН ЗВУКА

     Тогда, в далёком 82-м, за шумом от продаж десятков и сотен миллионов виниловых пластинок, катушек с магнитной лентой и компакт-кассет, мало кто расслышал сухое потрескивание нарождающейся цифровой эры.

     Новенький, переливающийся всеми цветами радуги носитель информации был гораздо легче своих «предков». Он казался не столь капризным. Мог в отличие от виниловой пластинки лежать на солнце хоть весь день. Не спешил размагнититься, как пленка. А главное — он запросто вмещал в свое тощее тельце чуть не вдвое больше музыки!

Каждая из этих виниловых пластинок Эллы Фитцджеральд стоит
сегодня больше сотни долларов!

 
Виниловая бороздка
под микроскопом

 

     Казалось бы, участь аналоговых носителей — пластинок и ленты — была предрешена. Однако помимо того, что на превращение в самый популярный формат для хранения записей компакт-диску потребовалось почти пятнадцать лет, так тихо подкралась и другая измена!

     В то время, когда население в массовом порядке кинулось избавляться от черных пластмассовых блинов, представлял ли кто-нибудь, что и в двадцать первом веке наиболее продвинутые и состоятельные аудиофилы не перестанут ценить именно раритетный винил, аналоговые записи, сделанные — часто на моноаппаратуре — в 40-е, 50-е, 60-е годы прошлого столетия! Что со старых пластинок будут буквально сдувать пылинки, что коллекционирование винила превратится в дорогое удовольствие и что секрет записи и производст