Заглянули

35229

любителей джаза

Заглянули 35229 любителей джаза

ДЖАЗ — ДОРОГА К СВОБОДЕ И УДОВОЛЬСТВИЮ!

Джаз — великий чёрный волшебник с лицом Луи Армстронга. Лёгкий взмах барабанной палочки, небрежная пробежка пальцев по саксофонным клапанам, пауза там, где её вчера не было и в помине, и… Век нынешний с его пылающим коктейлем из ритмов, культур, вер снимает шляпу перед веком прошлым — трогательным и грозным, романтичным и стремительным.

Джаз. Тысячи белых голубей в пронзительно синем небе. Тысячи новых мелодий в пронзительно знакомой теме. Джаз — искусство импровизации. Здесь важно не ЧТО играется, а КАК это играется, с каким настроением — холодной головой или каждой клеточкой тела. Однако здесь важно не только услышать. Важно домыслить услышанное, развить композицию, мысль музыканта. Поэтому соавторы музыки здесь и те, кто на сцене, и те, кто в зале.

Джаз… Да что о нём говорить?! Его слушать надо! К чему мы вас и приглашаем, дорогие друзья.

Здесь, в Музыкальном Клубе «Jazz — FЁST!» вы найдёте то, о чём, может быть, давно мечтали, но не знали, где это можно послушать. Здесь, в нашем Клубе, вы найдёте рассказы о музыкантах, их самые лучшие композиции, отличные песни, смелые эксперименты со звуком, а также суждения о джазе и рекомендации известных артистов, коллекционеров, меломанов, которых объединяет одно — любовь к Музыке. Всё равно какой — классической, импровизационной, популярной. Главное — любовь к музыке настоящей, интересной,живой.

Здесь будет мало слов и много джаза. И конечно же, здесь хватит места для всех гостей, увлечённых или только осваивающих этот самый молодой вид музыкального искусства.

И если эта идея вам нравится, то занимайте места в зале. Подальше от политики, поближе к сцене. Устраивайтесь поудобнее. Мы начинаем!

Искренне ваш, Лев КОМОВ.

01.06.2014 10:00

КУБИК БРУБЕКА: все грани его таланта

Пока в самом начале прошлого столетия Расея-матушка рожала потомственных большевиков, родина джаза — Америка — отесывала глыбы человеческих талантов, вязала в снопы именитые джазовые династии, загибала пестики саксофонов в тычинки белых ушей, выросших для чего угодно, только не для музыки черных.

Джонсы и Монгомери, Колтрейны и Мингусы блестящими черными лбами таранили монополию белых на интеллектуальную музыку. Результатов, надо признать, они добились фантастических. Сначала в Америке, а затем и в Европе джаз признали «музыкой двадцатого столетия». И трудились над возведением этого монумента американцы не только квартетами или оркестрами, но и целыми семьями. Одни Джонсы чего стоят! Три брата, три легенды. Однако о них чуть позже. Поговорим сначала о Брубеках, едва ли не единственной белой династии, могучий ствол которой — Дэйв Брубек, выдающийся пианист, композитор, неутомимый импровизатор, настоящий — без натяжек! — классик джаза, человек с добрым лицом… чуть было не сказал «жив до сих пор». Увы, ушел. Чуть больше года назад, не дожив двадцати часов до своего девяносто второго дня рождения. Но Музыка-то осталась!

Вот визитная карточка Брубека, неувядаемая Take Five. Ее авторство часто приписывают самому Дэйву. На самом деле тема возникла в голове его замечательного партнера, саксофониста Пола Дезмонда в 1959-м году. Последний насвистел эту тему Дэйву и пожаловался на некую «незавершенность»…

— Ща сделаем! — Воскликнул по-английски Брубек, плюхнулся за рояль и тут же эту «незавершенность» ликвидировал. Получился шедевр на все времена, а сама пластинка Time Out, на которой была записана эта композиция, стала первой в истории музыки джазовой записью, раскупленной миллионным тиражом!

Или вот еще пара отличных треков. Один — из позднего дуэтного альбома The Duets (1975) тех же старых друзей Брубека и Дезмонда La Paloma Azul (The Blue Dove), другой — убаюкивающая Koto Song из одноименного альбома, записанного с участием кларнетиста Билла Смита и Брубека-младшего, сыгравшего на контрабасе.

…Осталась, осталась Музыка! И сколько Музыки, если выступать на сцене он начал в тринадцать лет! Плюс руководство фронтовым джаз-бэндом во время Второй мировой, где год идет за три. Вот и прикиньте теперь, сколько этот неугомонный человечище отпахал во славу Джаза!

В активе Брубека какое-то космическое количество сыгранных концертов, внушительный список изданных пластинок, армия поклонников и… одна на всю жизнь жена, поэтесса и муза Иола. Они поженились в 1942-м, когда Дэйва отпустили из армии в трехдневный отпуск. Парочка сходила на танцы, и уже через три часа молодой вояка-музыкант предложил Иоле Уитлок стать миссис Брубек. Последовавшее тут же согласие позже стало точкой отсчета для более чем шести десятков лет счастливой супружеской жизни, полным взаимопониманием и шестью прекрасными детьми!

Тогда, в 1942-м, Брубек, как
и многие американцы, думал, что победа
не за горами
Они нашли свое счастье
в разгар Второй мировой
Иола нарожала Дэйву целый оркестр


На фронте Брубек концертировал в составе джаз-бэнда «Волчья стая». (Дэйв — за роялем)

…А еще — пятеро сыновей, дочь и… мама, пианистка и педагог, благодаря которой 4-летний Дэйв впервые уселся за клавиатуру рояля, а на девятом году жизни уже играл на виолончели в классическом трио вместе со своими старшими братьями — Ховардом (фортепиано) и Генри (скрипка). И пошел бы Дэйв, как того хотела мама, по ее стопам, однако родился-то мальчик уже в эпоху джаза! И первой пластинкой, которую купил он на сэкономленные центы была запись пианиста-новатора Фэтса Уоллера. Так что мамина мечта так и осталась мечтой — Дэйв ушел от классики. Хотя блестящее музыкальное образование наложило благородный отпечаток на всю его джазовую биографию.            

Но куда смотрел отец маленького отступника? — На коров! Настоящий ковбой, участник родео, тот не сделал ничего, чтобы сыновья унаследовали его кожаные штаны и ковбойскую походку. — За это ему отдельное спасибо!

В 20 лет Дэйв уже руководил джазовым оркестром. Позже играл с Армстронгом, Эллингтоном, Гиллеспи. Именно их, Великих джаза сего, частенько видели сыновья Брубека. На расстоянии протянутой руки, на сцене и в домашней обстановке. В детских воспоминаниях навсегда остались сидящий в гримерке в белых трусах и ночном колпаке Луи Армстронг, Каунт Бэйси, отмокающий в гостиничном бассейне, Пол Дезмонд, играющий в шахматы с компьютером. Ничего удивительного, что в свое время Брубеки-младшие заняли место в одном строю с отцом. Крис взялся за гриф электрического баса, Дэнни уселся за барабаны, Дариус, названный так в честь наставника Дэйва, французского композитора Дариуса Мийо, выбрал рояль и басовый тромбон, а Мэттью воплотил мечту бабушки — стал виолончелистом. И конечно же свою «семейную» пластинку — In Their Own Sweet Way — мужчины посвятили своей жене и маме. Добавлю, что Дэйву активно помогал в работе и его старший брат — Ховард, играющий на рояле, перкуссии и — «коровьих колокольчиках», видимо, как дань уважения папе-ковбою.

Эти яблоки просто не могли упасть далеко от яблони! В семье Брубеков инструментов хватало на всех. Джаз Брубека — это джаз с человеческим лицом и ослепительной улыбкой Дэйву посчастливилось поработать на сцене
и в студии с самим Луи Армстронгом!

Конечно, в нашем случае дети не затмили своего отца. Но крепко его порадовали, став профессиональными музыкантами, впитав исполнительскую манеру Дэйва — теплоту и мягкость его звука, оптимизм, обаяние, взрывную экспрессию.

На фото классик джаза с сыновьями — Дариусом, Мэттью, Крисом, Майклом и Дэниэлем.

Брубек не утомляет. Он светло грустит или бомбардирует слушателя положительно заряженными частицами. Подбрасывает со смехом вверх, словно свежевыпавший снег, горсти блок-аккордов, играет в догонялки с ритмами.

У Брубека хорошее лицо! — Доброе. Лучезарное. Лишь однажды я видел на нем слезы. Когда Брубек вспоминал, как уже после войны его чернокожих товарищей не пустили в ресторан перекусить. Его, Брубека пустили, а тех, кто вместе с ним рисковал жизнями под пулями фашистов — нет. И он, рассказывая об этом много лет спустя, плакал, этот добрый гений джаза.

Познакомьтесь с его искусством поближе. Послушайте отдельные композиции или даже целые альбомы. Скучно не будет!

…А о выдающихся братьях Джонсах и других удачных примерах семейно-джазового подряда поговорим в следующих выпусках Jazz-FЁst!

Еще Брубека

Time Out Dave Brubeck Live
at the Berlin Philharmonie
1975: The Duet

"Семейные" пластинки Брубеков:

Two Generations
Of Brubeck
For Iola Intuition Second Nature

Искренне Ваш, Лев КОМОВ.

Выпускающий редактор Андрей НЕДОСТУП.

Комментировать

Напишите свой комментарий

Гость (премодерация)

Войти

Впишите цифры с картинки:

Ещё читать! Ещё слушать!